top of page
  • Фото автораPanorama

О роли женщин в общественно-политической жизни Абхазии рассуждают сами женщины

Обновлено: 22 нояб. 2022 г.

Женщины в Абхазии занимают единичные посты в структурах исполнительной и законодательной власти. И прогресса в этом вопросе пока нет. Женщины составляют больше половины населения страны, но при этом, практически не участвуют в принятии решений. В правительстве всего одна женщина - вице-премьер, министр экономики, в Парламенте из 35 депутатов только две женщины. Между тем, в республике заметно растет общественная, социальная и экономическая активность женщин Абхазии. Они проявляют гражданскую активность и приносят пользу обществу.


Почему женщин-политиков все еще так мало? Что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась? Какие проблемы женщины могли бы решать? Мы провели небольшой опрос среди женщин-политиков, юристов, экспертов, общественных деятелей и т.д.


Лиана Кварчелия: «Не только женщины и женские организации должны активно работать над расширением участия женщин в политической жизни, в управлении, но и само государство должно поощрять участие женщин».


Член совета директоров Центра гуманитарных программ Лиана Кварчелия поделилась своим мнением о роли женщин в современном абхазском обществе:


«Если говорить, в целом, о роли женщин в обществе, то она очень важная, она не менее важная, чем роль мужчин, хотя именно в политике фронтменами являются мужчины. Но если взять экономику, семью и т.д., на женщине огромная нагрузка. Если говорить о власти, мы же видим, что мужчина даже с серьезными пробелами в образовании, непрофессионал, человек с улицы,, человек, которому можно с этической точки зрения предъявить претензии, и даже люди с криминальным багажом могут попасть в Парламент. При этом к женщине будут предъявлять высокие требования, тем более, если она идет на выборы как независимый кандидат. Если же она является частью команды, в которой доминируют мужчины, то проблем у нее не будет», - говорит политолог.


Это, по ее словам, еще один аргумент в пользу того, что надо менять избирательную систему. Она уверена, что надо повышать в обществе политическую культуру:


«Надо с обществом работать, чтобы люди голосовали не просто за своего родственника, соседа, потому что через него можно что-то для себя лично выгадать, или потому что неудобно не проголосовать за знакомого. Необходимо вести просветительскую работу в обществе. То избирательное законодательство, которое мы имеем на сегодняшний день, ограничивает возможности для женщин-профессионалов попасть в Парламент. Сложно также женщине пробиться на высшие руководящие должности, хотя сейчас у нас женщина в ранге вице-премьера. Просто надо работать с обществом, может быть надо создать платформу, где женщины могли бы проявить себя как политики. Если посмотреть на гражданское общество, на журналистское сообщество, то видно, что у нас есть сильные женщины-лидеры, у которых и хорошее образование, и понимание процессов вокруг. Кстати, такая сильная атака на гражданское общество идет не только потому, что готовят почву под дискриминационный закон об НКО, но и, возможно, потому что в гражданском обществе есть независимо мыслящие люди, которые могут стать серьезными конкурентами на выборах», - предполагает Лиана Кварчелия.


На ее взгляд, в целом непреодолимых препятствий для участия женщин нет. Она не считает, что в Абхазии женщины "забитые", хотя, конечно, есть индивидуальные истории. Разные ситуации, но в целом она бы не сказала, что женщины в стране бесправные.


- Как вы оцениваете представленность женщин во власти?


Лиана Кварчелия говорит, что женщин во власти очень мало. По ее словам, чтобы женщина прошла во власть, она должна обладать профессионализмом, умом, смелостью, не бояться высказать свое мнение.


«Но то, как сегодня происходят выборы или назначения, вызывает у таких женщин отторжение. Мажоритарная система выборов сделала проходным двором наш Парламент, к сожалению. Я считаю, что это очень влияет на качество парламентаризма. Если бы у нас поменялась избирательная система, у нас был бы другой Парламент, и, я думаю, количество женщин было бы гораздо выше. Что касается исполнительной власти, то там женщины, в основном, на вторых ролях. Иногда бывает так, что формально начальник - мужчина, но вся интеллектуальная работа на женщине. Эту систему надо менять. Меня всегда удивляло, например, что нет ни одной женщины-главы города, района или села. Я как-то проводила семинар, были главы районов, единственная женщина – глава администрации села из Галского района, она была самая толковая, кстати. Не только женщины и женские организации должны активно работать над расширением участия женщин в политической жизни, в управлении, но и само государство должно поощрять участие женщин. Тут должно быть движение со всех сторон», - подчеркивает политолог.


- Если бы женщины были во власти, какие проблемы они могли бы решать?


«К примеру, если бы женщины были бы больше включены в организационные вопросы в период пандемии COVID-19, я думаю, что у нас меньше было бы потерь, лучше был бы организован контроль за соблюдением противоэпидемических мер. Это только один пример. Если бы женщины участвовали в переговорах, думаю, они могли бы влиять положительно на восприятие Абхазии. В целом, я считаю, что женщины в нашей стране достаточно влиятельные и влияют на разных уровнях: и в семье, и в сельской общине, и в профессиональной сфере. Я уже не говорю про гражданское общество, оно представлено женщинами-лидерами. В исполнительной власти у нас есть влиятельная женщина, но этого очень мало. Я думаю, что такое неформальное влияние женщин должно перерасти в представленность на официальном уровне. Я думаю, что наша страна от этого только выиграет. Естественно, речь не идет о формальной представленности женщин, речь идет о качественной представленности женщин, от этого, я думаю, в целом, качество нашей политики улучшится», - приходит к выводу член совета директоров Центра гуманитарных программ.


О том, какова роль женщины в жизни страны, в общественно-политической жизни рассуждает президент интеллектуально-творческого клуба «Дюна» Ася Саносян:


«Помимо глобальных проблем, перед женщиной до сих пор стоит ее собственная, никому, кроме нее, ненужная: борьба за разрушение стереотипов, за уважение и профессиональное признание, за равную оплату труда. Как только, хоть часть из них удастся разрешить, , прогресс в решении остальных сложностей будет очевиден».


Ася Саносян признается:


«Меня вообще всегда несколько смущает такая постановка вопроса. Она уже содержит некую дискриминацию по половому признаку. Какова роль женщины? На мой взгляд, ровно такова, какова и мужчины – каждый гражданин в таком маленьком обществе, как наше, хочет он того или нет, влияет на процессы, происходящие в стране. В Абхазии женщина довольно активна, практически в каждой отрасли можно встретить ярких представительниц, особенно в гражданском секторе. Возможно, поэтому наше гражданское общество такое видное и значимое. Политика же, как арена для удовлетворения амбиций, по большей части отдана мужчинам».


Ася Саносян признает, что женщин во власти, действительно,мало и, «по ощущениям, их роль в принятии решений минимальна».


Она поясняет:


«Но давайте обернемся на 20 лет назад – за этот период женщина проделала большую работу над собой и над тем, как она позиционируется в обществе. Возможно, сейчас количественная представленность недостаточна, но даже то, что мы имеем сегодня, – большой шаг вперед».


Координатор Общественной приемной Детского фонда Абхазии Людмила Сагария говорит, что совершенно несправедливо, что женщины Абхазии, практически, вытеснены из структур власти Абхазии. Она уточняет, что их роль в обществе не видна и низка в силу все еще бытующего стереотипа.


«То, на что способны женщины вообще, и в особенности во время войны и даже, на протяжении всего послевоенного периода тринадцатилетней блокады, и говорить не приходится, этому свидетели все жители Абхазии. Это можно назвать подвигом!

Сегодня женщины Абхазии стали более независимыми, у них появилось стремление реализовывать себя не только в воспитании своих детей, семье в целом, но и вне ее пределов, на профессиональном поприще. Они научились прокладывает свой путь благодаря своим коммуникативным навыкам. Теперь женщина занимает позиции, на которых раньше можно было видеть только мужчин. Мужчины отличаются от женщин агрессивным поведением, их тип поведения ориентирован на задания. Сегодня доминирует другая, новая модель управления, которая становится более востребованной в наше время. Женщины, владеющие более подходящими навыками коммуникации, не могут внедриться в управленческую среду, так как сталкиваются с предписаниями, установленными мужчинами, и необходимостью непосредственно общаться с сильным полом, перенимать их модели общения», - говорит эксперт.


Женщина Абхазии сегодня - предприниматель, блогер, менеджер, риелтор, пекарь, кондитер, дизайнер, врач, фотограф. Людмила Сагария говорит, что только женщины могут придумать оригинальные идеи, и настроить на их осуществление.


Эксперт поясняет:


«Женщины вообще способны успешно управлять государством! Миру известны женщины президенты, премьер-министры, и даже министры обороны например: Урсула фон дер Ляйен, министр обороны Германии, 2013-2019 годы; Марта Люсия Рамирес, министр национальной обороны Колумбии, 2002-2003 годы; Марина Пендеш, министр обороны Боснии и Герцеговины 2015-2019 годы и многие другие. Кто может усомниться в том, в Абхазии есть женщины, которые могли бы занять руководящие посты или стать министрами обороны в том числе! Женщины Абхазии способны на многое! Кто с этим считается? Им отведено «место на кухне», хотя прекрасно с этим справляются и мужчины. Другое дело, когда есть и другие, которым не до политики, когда женщина остается наедине с собой, со своими детьми, когда нет поддержки ни от мужей, ни от родственников, ни от государства! Когда одинокие матери, порой с хорошим образованием, вынуждены изыскивать средства для того, чтобы поднять своих детей, которые остро нуждаются в продовольствии, медицинском обслуживании и сталкивающиеся с множеством жилищных проблем, решить проблемы с трудными детьми, найти психологическую поддержку! Благо есть Служба социальной защиты детей и их родителей, есть неправительственный сектор благотворительных организации, которые не оставляют без внимания и находят решения проблем, реагируя на все обращения! И это тоже женщины! К сожалению, не все могут со всеми трудностями справляться. Женщины неправительственного сектора работают в различных направлениях, искренне переживают и стараются помочь выжить своим соотечественницам в трудных жизненных ситуациях».


Такие женщины, она подчеркивает, имеют большое терпение и оправданные мотивы защитить и обезопасить свое дитя:


«И даже эти женщины при наличии соответствующего образования и устроенного быта тоже могли бы послужить подспорьем государству во многом. Женщины Абхазии нашли свое место в социальной, политической, экономической жизни страны! Для решения всех этих многочисленных проблем необходимо активное вмешательство государства, соблюдение законности. Поэтому наличие женщин в государственных структурах позволит укрепить роль государства, все сферы отношений в обществе, эффективное служение обществу и обеспечивать реализацию прав человека», - говорит Людмила Сагария.

Юрист Инна Кварчия сожалеет, что все еще приходится выделять роли женщины и мужчин в жизни страны, несмотря на то, что законодательно закреплено равноправие и нет никаких дискриминационных норм по половому признаку:


«Однако, традиционно, в нашем обществе женщине отводятся исключительно роли, не связанные с общественно-политической жизнью и строительством государства. Подтверждением этого являются как национальные традиции, так и социальные и психологические факторы. Говорить, что женщины активно вовлечены в общественно-политическую жизнь страны не приходится, хотя есть отдельные представительницы, которые зарекомендовали себя как профессионалы, чье мнение является авторитетным, но, к сожалению, таких мало. При этом современные женщины хорошо образованы и могут приносить большую пользу государству, находясь во власти», - подчеркивает юрист.


Представленность женщин во власти Инна Кварчия оценивает как очень низкую. Она напоминает прошедшие недавно выборы в Парламент:


«Они очередной раз показали слабую политическую активность самих женщин, не желающих баллотироваться, с одной стороны, и отсутствие веры в женщин-политиков, с другой. В седьмом созыве Парламента из 35 депутатов всего 2 женщины. В правительстве картина практически идентичная, женщины, в лучшем случае, на вторых ролях. Из года в год ситуация не меняется и в органах местного самоуправления. На мой взгляд, это очень печальная статистика. Я уверена, что от более активной представленности женщин на высоких государственных должностях, значительно улучшится качество жизни во многих сферах общественной жизни».


Инне Кварчия трудно выделить конкретные проблемы, которые могли бы решать женщины. Тут, по ее словам, многое зависит от образования, профессиональных навыков, от характера. Многие женщины могут проявить себя, практически, во всех сферах.


«Всю социальную сферу, здравоохранение, образование, я, однозначно, доверила бы женщинам. Нельзя исключить и экономические вопросы, так как у нас достаточно много серьезных женщин-предпринимателей», - напоминает юрист. И, конечно же, женщины, по ее словам, внесли бы свой особый вклад в переговорном процессе.


Анаид Гогорян.

bottom of page