Panorama
Защита детей от домашнего насилия в Абхазии
Домашнее насилие в целом и насилие в семье в отношении детей в частности – это все еще табуированная тема в Абхазии. И именно в нежелании ее признавать и открыто обсуждать кроется корень многих проблем. Ведь,, не признав проблему,, невозможно искать пути ее решения. В этой статье мы попытаемся нарушить молчание и определить, как в Абхазии выявляют и реагируют на факты домашнего насилия в отношении детей.
Общество не идеально
Прежде всего, следует сказать, что существует несколько форм насилия в отношении детей:
- физическое, когда на ребенка поднимают руку, пусть даже не за тем, чтобы умышленно нанести травму, а, чтобы якобы заставить ребенка вести себя хорошо;
- эмоциональное, то есть оскорбления, брань, угрозы, изоляция или отторжение;
- оставление без надзора, которое проявляется в том, что родители не следят за тем, чтобы у детей было все необходимое для безопасного и здорового роста и не защищают их от опасностей;
- сексуальное насилие, когда детей принуждают к половому акту или подвергают сексуальным домогательствам.
Кроме того, детей, которые становятся свидетелями насилия между родителями, психологи тоже причисляют к жертвам домашнего насилия.
Выявлено, что ситуация в семье сказывается на чувствах детей, на их развитии и отношениях с другими людьми на протяжении всей дальнейшей жизни. Большая опасность для общества состоит еще и в том, что в будущем такие дети, как правило, копируют негативные модели поведения своих родителей и переносят их уже на свою собственную семью – становятся либо агрессорами, либо жертвами. Такие нездоровые внутрисемейные отношения ведут к разложению общества, уверены специалисты..
При этом домашнее насилие отличает от других видов насилия тем, что обидчик и жертва связаны родством, жертвы – те, кто находятся в зависимом положении от агрессора и не могут ему противостоять. Это обстоятельство только усугубляет психологическую травму, получаемую жертвой. Согласно мировой статистике, чаще всего домашнему насилию подвергаются женщины - 57% от всех выявленных случаев и дети - 36%.
Абхазское общество, к сожалению, но вполне предсказуемо, – не идеальное, и в нашей стране встречаются все эти формы насилия в отношении детей. Некоторые правозащитники говорят о росте семейно-бытового насилия за последние три десятилетия и связывают это с Отечественной войной народа Абхазии 1992-1993 годов и последовавшим за ней экономическим кризисом. Война ожесточила людей, мужчин в частности, и они стали направлять свою агрессию в семью. Зачастую причинами насилия становятся алкоголизм, наркомания одного из членов семьи или тяжелое материальное положение.
.
Масштаб проблемы
В то же время предоставить полную статистику по жертвам домашнего насилия в нашей стране и отследить динамику мы не можем. Таких цифр попросту нет, потому что жертвы, как правило, молчат и не заявляют о проблеме. Общественные организации, такие как Ассоциация женщин Абхазии, Женский фонд развития, Абжуйские женщины, «Панорама» и другие работают только с выявленными случаями, с теми, кто непосредственно обратился к ним за помощью или с теми семьями, проблемы в которых выявила Служба социальных работников. О масштабе же проблемы говорить нет возможности, и, на наш взгляд, нет острой необходимости. Потому, что проблема актуальна и требует разработки защитных механизмов, даже, если от нее страдает только один человек.
Ниже цифры, которые есть в нашем распоряжении. Служба социальной поддержки детей и семей при министерстве социального обеспечения и демографической политики, за 2 квартала 2022 года зафиксировала, что 34 ребенка (13 мальчиков и 21 девочка) подверглись разным формам насилия. При этом, важно понимать, что Служба работает исключительно по поступившим сигналам, и указанное количество детей, подвергшихся насилию, не отражает полную картину по Абхазии.
В рамках абхазского законодательства специалист по социальной работе, получивший информацию о насилии, немедленно оповещает районного инспектора по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел республики. Кроме того, специалист оказывает первичную психологическую помощь, социальное сопровождение и мониторинг семьи до дальнейшего улучшения ситуации, сообщают в центральном аппарате Службы. При необходимости соцработники подключают другие ведомства и организации для оказания помощи семье.
Лояльность к семейному насилию
По мнению гражданской активистки Каммы Гопия, домашнее насилие в Абхазии есть, и это факт, с которым нельзя спорить.
Камма несколько лет руководила благотворительной организацией «Киараз», созданной в 2015 году для оказания помощи социально-незащищенным слоям населения. Кроме того, девушка – участница курса по гражданскому образованию в рамках проекта Благотворительного Фонда социально-культурных инициатив и реализовала собственный проект по повышению осведомленности общества о домашнем насилии.
«Наше общество относится лояльно к семейному насилию», - говорит Камма. - Оно скрыто как от общественности, так и от правоохранительных органов. В первом случае возникает неверное впечатление, что проблемы не существует, но на самом деле это просто слабая осведомленность о ней. Во-втором случае, это - отсутствие официальной статистики и создания механизмов защиты жертв»
Камма отмечает, что заблуждение, несущее в себе небезопасные последствия, считать, что домашнее насилие бывает только физическим и представляет собой только насилие между супругами. Жертвами бытового насилия могут быть и пожилые люди, и люди с ограниченными возможностями здоровья, и дети. Насилие бывает не только физическим, но психологическим, экономическим, сексуализированным, напоминает Камма Гопия.
«Дети также подвергаются всем видам насилия и не только в семье. Жестокое обращение, отсутствие заботы, пренебрежение нуждами детей, использование детей в собственных целях - это все очень актуально для Абхазии, к сожалению», - рассказала Камма Гопия.
Пренебрежение нуждами ребенка
На то, что в Абхазии распространена проблема пренебрежения нуждами ребенка - одной из форм семейно-бытового насилия в отношении детей, указывают и специалисты общественной благотворительной организации «Панорама», которые работают с детьми из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. При “Панораме” в Сухуме функционирует центр дневного пребывания, где с детьми занимаются психологи и педагоги, через арт-терапию они помогают бороться со стрессом, адаптироваться в обществе, заводить друзей. Такие же центры организация собирается в этом году открыть в Гудауте и Гале.
.
“Не удовлетворяются базовые потребности детей в питании, одежде, развитии. В силу того, что многие родители сами выросли в таких условиях, они таким же образом обращаются с собственными детьми. Например, есть семьи, где дети вообще не посещают школу, и родители даже не осознают необходимость того, что дети должны получить образование. Бывает, когда родители ведут такой образ жизни, что дети остаются без опеки целыми днями и предоставлены сами себе, едят от случая к случаю. И не всегда это из-за плохого материального положения, а потому что такие родители просто не понимают, что нужно ребенку и не заботятся об этом”, - рассказала детский психолог, специалист центра “Панорама” Юлия Дубицкая.
При этом Юлия приводит в пример не какие-то общие ситуации, она рассказывает о том, с чем сама сталкивается в работе.
“Часто сталкиваемся с пренебрежением родителей в вопросах медицинского характера. Диарея, которая больше недели сохраняется, опасна для жизни. Но мать не понимает, что ребенка нужно лечить. И более того не находится рядом с ребенком, пока он болеет. Бывает, что родители в запое несколько дней и, конечно, они не имеют понятия, что с детьми происходит в это время. Таких случаев все больше и больше мы выявляем. При этом для нашего центра, как для негосударственной организации, важно согласие родителей и детей на работу с нами. Сотрудничество с социальной службой, у которых больше полномочий в плане выявления и работы с такими семьями, нам помогает выстроить и нашу работу”, - отметила психолог.
Чтобы как-то выправить ситуацию «Панорама» выступает за ответственное родительство, психологи бесплатно консультируют взрослых по теме детско-родительских отношений, организация также устраивает совместные выездные мероприятия для детей и их родителей.
“Мы выступаем не против родителей, которые пренебрегают нуждами своих детей, не пытаемся их застыдить. Мы стараемся по максимуму рассказать о каких-то нормах, о которых они никогда просто не слышали”, - объясняет директор центра “Панорама” Кама Аргун..
Нужен закон о противодействии насилию в семье
В Абхазии нет закона о домашнем насилии, и многие в республике, в том числе и депутаты Парламента, от которых напрямую зависит его принятие, наивно полагают, что уголовный кодекс регулирует все спорные моменты в этой сфере. Но правозащитники с этим в корне не согласны. Существующее законодательство недостаточно действенно..
Из-за отсутствия должных законодательных положений зачастую меры реагирования со стороны правоохранителей ограничиваются разговором с абьюзером, либо вынесением предупреждения, либо лицо подвергается административному задержанию на 15 суток. В случаях квалификации домашнего насилия как уголовного преступления применяются статьи 110 УК РА «Побои» и 109 УК РА «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». При этом уголовные дела по этим статьям возбуждаются только по заявлению потерпевшего или его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. На практике это приводит к тому, что, несмотря на поданные в правоохранительные органы заявления жертв насилия, подобные дела прекращаются в связи с примирением сторон, которое достигается вследствие давления на жертву со стороны агрессора и его родственников.
В случаях семейно-бытового насилия в отношении детей компетентные органы также ограничены в своих возможностях. Например, они не могут обустроить ребенка отдельно от родителя, применяющего к нему насилие, поскольку в нашей стране нет кризисных центров для таких детей. Особенно тяжелая ситуация складывается в случаях, когда нет родственников, готовых взять такого ребенка под свою опеку.
Подготовленный аппаратом Уполномоченной по правам человека законопроект «О защите от семейно-бытового насилия», направленный на защиту граждан от всех форм бытового насилия, находится в Парламенте без рассмотрения более полутора лет. Законопроект включил в себя все идеи и предложения, выработанные в результате многолетней работы общественных организаций (Ассоциация женщин Абхазии, Центр гуманитарных программ, Детский фонд и другие) с уязвимыми категориями населения, а также результаты обобщения практики правоохранительных структур и социальных служб.
Как объясняет юрист, эксперт аппарата Уполномоченной Саид Гезердава, это более сфокусированный механизм, и тут много гарантий для жертвы домашнего насилия, которых сейчас просто нет.
Кризисный центр – необходимая мера
Институт Уполномоченного по правам ребенка был создан в Абхазии только в 2021 году, но Аппаратом омбудсмена уже проделана большая работа, в частности проведен мониторинг нормативно-правовой базы в сфере защиты прав и интересов ребенка и разработан проект единого Положения об отделе опеки и попечительства. Одно из приоритетных направлений деятельности Аппарата - это реализация социального проекта по созданию государственного учреждения «Республиканского кризисного центра временного пребывания для детей в трудной жизненной ситуации».
Как рассказала Уполномоченная по правам ребенка Мактина Джинджолия, в настоящее время в производстве Аппарата омбудсмена находится несколько заявлений, которые прямо или косвенно касаются фактов домашнего насилия. В основном, заявители – это участники бракоразводного процесса, или же матери, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
«Во время бракоразводного процесса, в первую очередь, страдает ребенок, так как любые размолвки в семье могут негативно отразиться на его психике и повлиять на его дальнейшую жизнь. Как правило, в таких ситуациях имеет место не только психологическое насилие путем угроз, шантажа, уговоров, но и физическое, что, безусловно, является недопустимым», - пояснила Джинджолия.
Кроме того, есть обращения, сигнализирующие о том, что ребенку требуется незамедлительная помощь в связи с нарушением его половой неприкосновенности. При взятии подобных обращений под свой контроль, Аппарат Уполномоченной по правам ребенка в совместной работе с государственными органами Республики Абхазия принимает все необходимые меры для обеспечения безопасности жизни ребенка и исключения травмирующих факторов, - подчеркнула омбудсмен.
В производстве Аппарата Уполномоченной находится до 10 заявлений, связанных с детьми, которые находятся в сложной жизненной ситуации, без необходимой заботы. При этом в республике нет детских домов и других учреждений, где ребенок без угрозы жизни может временно находиться в безопасности. Поэтому открытие Кризисного центра для таких детей – вынужденная и необходимая мера. В среднем, как считает омбудсмен, до 12 детей в год нуждаются в таком центре.
Работа центра будет направлена на социальную поддержку детей и семей в интересах предупреждения семейного неблагополучия и исключения травмирующих факторов, а также на экстренную социальную и психологическую помощь детям и повышение качества жизни ребенка. На открытие государственного учреждения по временному содержанию детей шестой созыв Парламента при принятии бюджета уже выделил 5 миллионов рублей.
«На сегодняшний день есть поддержка Кабинета Министров Республики Абхазия, есть понимание необходимости центра. Создана рабочая группа при Министерстве социального обеспечения и демографической политики, в состав которой входит и команда Аппарата Уполномоченного по правам ребенка. Рабочей группой подготовлены необходимые нормативно-правовые документы для создания Государственного Учреждения (ГУ). Теперь решение за Кабмином, нужно только принять решение включить в Республиканский бюджет на 2023 год расходы, связанные с приобретением дома и содержанием центра. Надеюсь, это долгожданное решение будет принято в пользу детей, которым это жизненно необходимо», - рассказала Мактина Джинджолия.
