Panorama
Женщина умиротворила бы наше политическое противостояние
Женщины в Абхазии реже избираются на руководящие должности и участвуют в принятии решений.
В политическом поле Абхазии большая половина населения представлена крайне слабо несмотря на то, что в 2008 году парламент республики принял закон о гендерном равноправии. Отношение к женщине в стране, в основном, остается патриархальным.
Что думают мужчины о роли женщин в жизни страны? Как мужчины оценивают представленность женщин во власти? Какие проблемы женщины могли бы решать? Мы провели небольшой опрос среди мужчин-политиков, депутатов, экспертов, общественных деятелей и т.д.

Валерий Кобахия: «Роль женщины в Абхазии будет проявляться все сильнее на всех уровнях госуправления».
Исполнительный директор ООО «Национал электрик», экс член правления Московской абхазской диаспоры Валерий Кобахия говорит, что роль женщины в жизни Абхазии всегда была высокой, выражение их голоса по общественно значимым вопросам никогда не было табуировано. В большей степени это проявилось в период народно-освободительного движения, Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. и продолжает свое развитие в наше время.
Валерий Кобахия уточняет: «Хотелось, чтобы каждый помнил, каким трудным был послевоенный период, какие сложные решения легли на женские плечи в условиях блокады, да и в условиях жизни в 90-е. Случившиеся изменения очень сильно меняли привычный уклад жизни женщины, во многих случаях ее работа (порой самая тяжелая, «тачкистки», курсирующие на абхазо-российской границе) являлась единственным источником дохода семьи. Это была большая психическая и физическая нагрузка, ведь основная функция жены и матери также оставалась на ней в полном объеме».
По его словам, что мы ушли из одной эпохи, где женщины и мужчины имели всевозможные профессии социалистического труда, и пришли к новой, в которой деловые качества помогают создать капитал независимо от гендерной принадлежности.
«Самая главная метаморфоза абхазской современности – появление модели бизнес-леди, успешной женщины, которая активно участвует в общественной жизни. И теперь мы видим, что путь к женской самодостаточности был очень непростым, исторически сформированным и оправданным взятой на себя ответственностью за выживание своей семьи. Такова была жизнь до появления интернета. Сейчас все стало еще проще, есть авито, инстаграм и много других инструментов бизнес-коммуникации, открывающихся еще большие возможности для женщины, потому что успешный бизнес сегодня имеет глубокую взаимосвязь с индустрией красоты, отдыха и здоровья – все это женское «царство», усиленное их высокими коммуникативными способностями. Кроме того, мы живем в туристической стране, развитие страны связано с необходимостью создания повышенных условий комфорта для гостей, это постоянно растущие ниши в сегменте Wellness, HoReCa. Например, любой хороший ресторан или гостиница - это продуманное пространство комфорта и управляемое профессионалами, и специалисты в этих областях, как правило, женщины», - продолжает Валерий Кобахия.
Роль женщины в Абхазии сегодня, по словам эксперта, это очень низкая представленность в государственном управлении при их потенциале и участии в бизнес - процессах страны. На его взгляд, роль женщины в Абхазии будет проявляться все сильнее на всех уровнях госуправления.
«При существующем стереотипе об их эмоциональности, они очень рационально подходят к организации рабочего процесса. С этим сталкивался любой мужчина, когда ходил в магазин со списком продуктов или обращал внимание на организацию учебного рабочего процесса детей. Я все время вижу это на работе, удивительную структурированность любого процесса с их стороны и скорости передачи информации между собой. На эти сильные стороны обращали внимание многие великие социальные предприниматели, такие как нобелевский лауреат премии Мира «за попытки инициировать экономическое и социальное развитие снизу» Мухаммад Юнус, который создал систему микрофинансирования или Билл Дрейтон из фонда «Ашока», они опирались на несколько вещей: женщины более ответственно подходили к реализации задач, могли легко координировать свои группы на основе коллективной ответственности, гораздо быстрее предлагали проекты. Во многом их проекты получили успех благодаря женской вовлеченности», - уточняет Валерий Кобахия.
Женщины Абхазии, по его словам, имеют огромный пассионарный ресурс и гораздо быстрее вовлекаются в социально значимые проекты.
Он поясняет: «Достаточно обратить внимание какое количество является участниками благотворительных и общественных организаций Инна Барчан (Московская абхазская диаспора), Гета Ардзинба, Изольда Хагба, Амина Лазба (и многие другие представительницы ВААК), Элона Турава (фонд развития «Амшра»), Саида Агрба (идейный вдохновитель и организатор первого фестиваля национальной одежды в честь Дня Флага РА), Мактина Джинджолия (фонд «Ашана»), Арда Инал-Ипа, Лиана Кварчелия (ЦГП), Аида Ладария и Елена Кобахия (СДЮ) только некоторые из примеров. Этому можно только радоваться, многие мои знакомые, создавшие себя, занимаются поддержкой благотворительных, культурных проектов, проявляют живой интерес ко всему что происходит в стране, успевают заботиться о своей семье и быть участниками общественных объединений».
Валерий Кобахия отмечает, когда человек достигает достаточного развития, он ищет способ менять «пространство» вокруг себя к лучшему и делает это с вместе такими же людьми. Он подчеркивает, что у женщин это получается быстрее, поэтому он желает им больше верить в себя и создавать объединения для взаимопомощи и реализации совместных проектов.
«Я не хочу, чтобы возникло впечатление, что роли мужчины и женщины поменялись местами или, я их сравниваю. Я говорю лишь о том, что женщина сегодня, как никогда, не нуждается в мужчине для достижения собственного успеха, что фактически ее возможности стали равными, а где-то превосходящими, особенно в условиях Абхазии. При этом ей так же важно, как и мужчине найти гармонию между современной жизнью и нашим традиционным укладом, чтобы сохранять идентичность и формировать ее в своих детях. И они берут на себя эту ответственность все больше на всех уровнях, и, знаете, у них это хорошо получается», - приходит к выводу Валерий Кобахия.

Даур Хутаба: «Наше государство и общество абсолютно лояльны к женщине в политике, экономике и общественной жизни»
Между тем, председатель парламентского Комитета по государственно-правовой политике Даут Хутаба придерживается иного мнения. Вообще сама постановка вопроса о роли женщин в политике и других сферах жизни, ему кажется изначально ошибочной.
Он поясняет: «Чем вообще отличается роль женщин от роли мужчин в политике например? С какими задачами они справятся лучше или хуже мужчин? Я не имею ответов на эти вопросы. И даже наоборот, по моему мнению, никаких различий в этом плане нет. Скорее всего, мы можем говорить о том, что у мужчин и женщин, в целом, существуют разные подходы и взгляды на решение одних и тех же вопросов и задач. Эти подходы основываются на разнице в женском и мужском мышлении и воспитании, но для решения конкретных задач, стоящих перед человеком в любой сфере итоговое значение, имеют иные факторы. Это прежде всего знания, способности, трудолюбие. Женщина это или мужчина не важно, любой человек может серьёзное дело и решить, и загубить».
Вместе с тем, депутат парламента выделил несколько качеств, свойственных женщинам, которых, на его взгляд, сегодня в политической жизни Абхазии не хватает. Это доброта друг к другу, терпимость и стремление к компромиссу.
«Эти качества позволят нам находить пути выхода из тех кризисных ситуаций, в которые мы периодически попадаем, а может быть даже существенно снизить напряжение в нашем обществе. Иногда я слышу мнение о том, что у женщин в Абхазии меньше возможностей. Я с этим не согласен. Имеющаяся сегодня невысокая вовлечённость женщин в политическую жизнь страны я считаю результатом их меньшей активности. Разумеется, главной причиной этого является наличие основной и естественной роли женщин, роли матери. Но наше государство и общество абсолютно лояльны к женщине в политике, экономике и общественной жизни. Мужчины, не задумываясь о гендерном признаке, голосуют за женщин, назначают их на значимые должности и обществом это всегда воспринимается положительно», - приходит к выводу Даут Хутаба.
По итогам парламентских выборов, которые состоялись в марте этого года, из 35 депутатов только две женщины. Ранее в пятом созыве была одна женщина-депутат, такая же картина была и в шестом созыве. В составе правительства всего одна женщина - вице-премьер, министр экономики Кристина Озган. Есть женщины - заместители министров. Все главы районов и городов в стране – мужчины. И все же есть примеры успешной карьеры женщин в политике. Например, в судебной системе власти женщин немало. Так Конституционный суд, Арбитражный суд, суд г. Сухум возглавляют женщины. Кроме того, в экономической и общественной сфере женщины намного активнее, чем мужчины. Гражданское общество Абхазии на 70% состоит из женщин.

Абесалом Кварчия: «Женщина по природе своей принимает более взвешенные решения»
Член общественной палаты РА Абесалом Кварчия напоминает, что роль женщины на Кавказе всегда была значимая, к ней всегда было особое уважение, она была хранительницей очага, традиций, обычаев, занималась воспитанием детей. Но в современной жизни социальный уклад поменялся.
Абесалом Кварчия поясняет: «В экономике, в бухгалтерии, юриспруденции, она, практически, не уступает мужчинам во многих профессиях. Женщина по природе своей принимает более взвешенные решения. Она интуитивно чувствует больше перспективу, а мужчина эмоционально может быстро какое-то решение принять. Я один из членов инициативной группы, исполкома Конгресса народов Абхазии. Мы старались, чтобы женщины были представлены в нашем парламенте. В прошлом созыве была одна женщина, до этого тоже была одна, я считаю, что это неправильно и несправедливо. Женщина должна иметь право высказаться. А так я все-таки патриархально мыслю, я против того, чтобы главой государства была женщина. Руководить государством, принимать серьезные государственные решения, я думаю, что это не женское дело. У нас министр экономики женщина, но, скажем, премьер-министром женщине в условиях Абхазии будет немного сложновато, тем более быть президентом. У нас были женщины-министры юстиции, просвещения. Нельзя сказать, что у нас женщины обделены властью».
В тоже время политик признает, что присутствие женщин во власти – это баланс, и он должен присутствовать. Он уточняет, что Абхазское телевидение возглавляет Ирина Агрба, в свое время она была вице-спикером парламента.
«Мы предлагали в парламенте соблюсти не только гендерный баланс, но и национальный. После Владислава Ардзинба какой у нас был национальный состав? В последнее время никто на это не смотрит. Но делать упор, что женщина – спасение нации, тоже неправильно. Женщина женщине рознь, любая личность, независимо от пола, когда претендует на что-то, а какой опыт, какой результат за ним или за ней?» - интересуется член Общественной палаты.
В тоже время женщины достаточно активны в стране, и эта активность проявляется на уровне общественных организаций, предпринимательства. Он привел успешный пример Амры Ануа, которая после смерти мужа Омара Кварчия возглавила пивоваренный завод «Сухумский».
«Домохозяйка, которая была за мужем, который все вопросы решал. И вдруг в один день все неожиданно изменилось, для нее это был шок! Она с четырьмя детьми осталась без мужа. Но она справилась, все решения оказались правильные, эффективные. Посмотрите, какая у нее линейка производства: соки, воды, лимонады, водка, пиво. Вот вам пример, какой потенциал заложен в женщине. Такая женщина может быть премьер-министром. Другой пример, Нонна Чантурия, член Гильдии хлебопекарей Абхазии. Посмотрите, какой она организатор, какая она требовательная и хваткая, она может принять правильное решение и реализовать это решение. Это не от пола зависит, а от человеческих качеств», - говорит Абесалом Кварчия.
Эксперт считает, что если Абхазия перейдет к смешанной системе, то это позволит политическим партиям участвовать в выборах, соответственно, это позволит ввести систему квотирования по гендерному принципу и т.д.

Давид Пилия: «Почему в Абхазии не может быть женщина президентом?»
Председатель Конгресса народа Абхазии, предприниматель Давид Пилия признается, что женщина на работе более ответственна, чем мужчина. Он приветствует участие женщин в общественной, в политической жизни.
«У нас очень много достойных, грамотных, принципиальных женщин. Я рад был бы их видеть в разных властных структурах. Конечно, каждый мужчина хочет, чтобы женщина была хранительницей очага, воспитывала детей. Но вместе с тем она очень много еще может сделать для государства. У нас традиционно сложилось три направления, где востребованы женщины: это система образования, здравоохранение и культура. Но я бы хотел видеть сегодня больше женщин в парламенте. Например, парламент Ирана на 50% состоит из женщин. Казалось бы, мусульманская страна, а они там имеют голос. Сегодня в Кабинете министров тоже должны быть женщины. В каком-то эшелоне государственных структур есть молодые девушки, женщины, но это места, где, практически, мало, что решается. Почему в Абхазии не может быть женщина президентом? Я это допускаю. Женщина умиротворила бы наше политическое противостояние. Я видел бы во главе парламента женщину, вице-президентом, премьер-министром. Посмотрите на европейские страны, женщины занимают там ключевые должности в сфере управления. У нас нет женщины-главы района. Я знаю только женщину-главу в селе Гуада. В обществе должно быть гендерное равновесие. При наших серьезных разногласиях в обществе, при серьезных проблемах в социальной сфере, мне кажется, что женщины могли бы решить очень много проблем. Нам видится руководитель крепкий, мощный, он кулаком по столу стукнет, но этот вид управления отошел на задний план. Сегодня можно спокойно до людей донести, что нужно проводить ту или иную политику», - говорит Давид Пилия.
Есть ли перспектива того, что больше женщин будет представлено во власти?
Давид Пилия уверен, что такая перспектива есть. Но обыватель, по его словам, думает, что женщине будет тяжело справляться с задачами. Он уточняет, что в республике нет отлаженной системы управления. «Когда были критические моменты в жизни нашей страны, я видел крепких женщин, достаточно принципиальных, грамотных, отважных. Война это показала. Сколько замечательных женщин, которые сегодня наравне с мужчинами могут говорить о нашей стране, о проблемах! Вспомним 1994 год, когда началась первая чеченская компания, было принято решение об объявлении Абхазии блокады, мужчин не выпускали из Абхазии, а кто от голода спас Абхазию? Разве не женщины? Разве не они все проблемы решили?» - напоминает политик. Он подчеркивает, говоря о женщинах, надо возвращаться в историю Абхазии и вспоминать такие моменты.
Анаид Гогорян