top of page
  • Фото автораPanorama

Взрослые дети алкоголиков.


Родители, имеющие сложные отношения с алкоголем и наркотиками, причиняют своему ребенку непоправимый вред.

В семье, где есть зависимость, правила становятся ригидными и нездоровыми. Они перестают действовать на благо всех членов семьи и начинают работать на того, кто их устанавливает – папы или мамы с алкогольной или наркозависимостью. Вся семья начинает зависеть от настроения и поведения зависимого человека. Все определяется тем, в каком состоянии и настроении будет находиться зависимый. Первоочередной потребностью семьи становится задача скрыть проблему, «сохранить фасад», «сделать красивое лицо».

В попытках выжить в условиях постоянного стресса члены семьи начинают вырабатывать приспособительные реакции и модели поведения. Они являются естественной нормальной реакцией на ненормальную ситуацию.

В семейной драме, разыгрывающейся по сценарию родителя-алкоголика, родителя-наркомана, важные роли достаются детям. Они — невинные жертвы заболевания взрослых — входят в группу повышенного риска не только из-за наследственной предрасположенности, но и по факту копирования поведения одного из родителей.

Взрослые Дети Алкоголиков (ВДА) – люди, воспитанные в семье, где один из родителей или оба родителя имели алкогольную зависимость. Синдром ВДА имеет функциональные закономерности: у большинства людей вырабатываются специфические качества и паттерны поведения, которые помогали им выживать в дисфункциональной семье.

Любой ребенок нуждается в общении, любви, внимании, поддержке. Постоянное видение, если не пьющих и ругающихся, то спящих родителей, ребёнка угнетает и он объясняет для себя по-своему: он плохой, никому не нужный, его не за что любить. Дети способны воспринимать себя только через реакцию окружающих как непосредственно на них, так и на их поступки, и далее вести себя соответственно полученной оценке.

Непонимание того, как надо себя вести, чтобы быть хорошим и любимым, вызывает у формирующейся личности полнейшую дезориентацию, оказывающую влияние на всю последующую жизнь.

Чувство осиротелости при живых родителях способно привести к серьезной психологической травме.

Когда ребенок растет в такой семье, это накладывает сильный отпечаток на его жизнь, образуются деструктивные схемы поведения, искажается восприятие себя и мира. Они предрасположены к различным зависимостям (ощущение «внутренней пустоты» требует доказывать, что ты живой, это может достигаться за счет употребления психоактивных веществ, насыщенных эмоций, адреналина, самоповреждений и пр.). Либо становятся фанатичными трезвенниками, чтобы не быть похожими на родителей. Они устойчивы к эмоциональной боли, а точнее, неспособны испытывать, оценивать и описывать собственные эмоции и чувства, импульсивны, вспыльчивы, закрыты, находятся в постоянном стрессе, депрессии, имеют черно-белое мышление (по принципу «все или ничего»).

Человек с синдромом ВДА не может вести полноценную жизнь, и склонен «застревать» в своих прошлых травмирующих переживаниях, которые оказывают существенное влияние на его поступки. К этим последствиям относятся сложности при выборе партнера, поиске работы и в других сферах – «эхо» психологических травм получается весьма масштабным. Нередко отмечают у таких людей и деформацию в понимании роли родителя из-за чего они начинают со своими детьми поступать по привычной для себя схеме. Текущие события интерпретируются через призму болезненных детских переживаний. Данные искажения взрослым ребенком зачастую не осознаются.

Выделяются несколько типов людей с синдромом ВДА:

* Неполноценный. Эти люди склонны к самопринижению. Как правило, они испытывают большие сложности с любым видом общения – от построения отношений до решения конфликтных ситуаций. У таких взрослых отмечается пониженный уровень аналитических способностей по отношению к собственному поведению.

* Отчужденный. Считают, что пережили особенно травмирующий опыт по сравнению с другими людьми. Чувствуют себя «иными», более сложными и запутанными внутри. Они с уверенностью чувствуют, что окружение оценивает их негативно, поэтому склонны проявлять высокий уровень контроля.

* Обиженный. Даже во взрослом возрасте продолжают чувствовать себя израненными, ощущают ненависть по отношению к пьющему родителю. Также такие люди склонны к оценке и анализу сквозь свою травмирующую картину мира.

* Депрессивный. Люди с синдромом ВДА такого типа часто и очень охотно впадают в уныние, им нравится возвращаться к травмирующим воспоминаниям. Временами даже пытаются излечиться, но, не успев начать, прекращают из-за того, что они не могут расстаться с привычным эмоциональным шаблоном.

* Зависимый. К такому типу относят людей, которые полностью переняли модель поведения родителей – от злоупотребления алкоголем до семейных отношений. Начинают они употреблять, потому что не могут справиться с трудностями и внутренним напряжением.

* Созависимый. Обычно к таковым относятся старшие дети в семье, которые, несмотря на свой возраст, были вынуждены ухаживать за кем-либо по причине их зависимости, болезни, вследствие инверсии иерархии и прочего. Велика вероятность, что они смогут построить отношения только с тем человеком, о котором нужно заботиться.

* Успешный. Под такое определение попадает человек, на которого пережитый травмирующий опыт оказал не деморализующее действие, а наоборот, мобилизующее. Они добиваются успехов в построении карьеры, отличаются высоким уровнем ответственности, собраны и ориентированы на результат. С завидной успешностью они могут решать сложные задачи в условиях стресса и под давлением. Не боятся сложных заданий и, когда потребуется, смело идут на риск. Они очень ответственные. Однако все это – только каркас. Внутри такие люди продолжают на себе ощущать последствия своего детства.

Вот такими сложными оказываются последствия для детей, выросших в семьях с зависимостями.

Корректировать деформации личности и модели поведения возможно с помощью компетентных специалистов и небезразличного отношения со стороны окружающих людей, но гораздо эффективней будет профилактическая работа как с будущими родителями, семьями, так и с обществом в целом.

Делитесь опытом и информацией о формах здорового образа жизни, демонстрируйте на собственном примере как это может быть интересно и хорошо.

Не оставляйте без внимания, поддержки и помощи детей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Проявляя сострадание, оказывая им посильную помощь, мы даём им шанс выстраивать свою жизнь с позитивными ориентирами.

Психолог Центра ОБО «Панорама» Элана Кортуа.

bottom of page